Главная | Новости | Авторы | Тексты | Ссылки | Контакты | Гостевая |
“Корни хардкора”
Итак, что же такое хардкор, как музыкальный стиль?.. Словами описать звучание этой музыки очень трудно - для того, чтобы понять, необходимо ее хотя бы раз услышать. Умопомрачительная скорость (от ста пятидесяти до трехсот ударов в минуту); использование исключительно электронных инструментов (ни одного живого!), синтезированных при помощи компьютера; бешеная энергетика - как позитивная, так и негативная; бесконечные эксперименты над звуком - вот основные черты этого музыкального направления. Если основой обычной музыки является гармония, то основа хардкора - шум. Поэтому человеку, который слышит хардкор впервые, может показаться, что перед ним не тщательно продуманная музыкальная композиция, а почти бессмысленный набор звуков.
Что же эта какофония содержит такого привлекательного для человека?.. Если вы когда-нибудь сталкивались с любителями хардкора, то, скорее всего, вам бросалось в глаза, что в большинстве своем это подростки. Почему? Большинство читающих сейчас эти строки подумает: "Вот странные люди! Конечно же потому, что ничего из себя не представляя, подростки стремятся выделиться из толпы своими неординарными пристрастиями и одеждой". Но это не совсем так. Все несколько глубже. В подростковом возрасте нервная система находится в состоянии постоянного возбуждения и напряжения (много задают в школе, надо готовиться к поступлению в ВУЗ, о чем не забывают регулярно напоминать родители, куча маленьких возрастных проблем). Постепенно организм начинает привыкать к этому состоянию, и когда вдруг наступает нервное расслабление (например, человек сдал экзамен), появляется ощущение потери чего-то важного… Но совершенно случайно подросток слышит на дискотеке (у друга, из палатки, по радио и т.д.) музыку, которая возвращает его нервную систему в уже привычное положение "взвода". Этот эффект достигается как раз за счет негармоничности хардкора. Бешеная скорость и бьющая прямо по мозгам "бочка" (так называется довольно своеобразный звук, которых используется в хардкор-музыке в качестве ударника) быстро приводят человека к раздражению и… О, радость! Знакомое и привычное возбужденное состояние нервной системы восстановлено. Естественно, на такую страсть родители смотрят как на ненормальность, ведь они уже давно перестроились под определенный жизненный ритм, который стараются не нарушать. Для них нормальным состоянием является спокойствие. Поэтому любимому чаду приходится выслушать не одну тираду по поводу своих "ужасных, временных и выводящих из себя" музыкальных пристрастий. Что остается делать подростку, если дома не дают послушать любимую музыку? Разумеется, пойти в клуб! А в клубе ко всем вышеперечисленным удовольствиям добавляются еще и разные приятные с физиологической точки зрения моменты. Уже упомянутый звук "бочки", вырываясь из динамиков огромной мощности, проходит сквозь человека. Это очень необычное и приятное ощущение. Практически осуществляется массаж внутренних органов. Девушки на танцполе вообще могут испытать пик наслаждения, поскольку звук способен воздействовать сразу на большое количество эрогенных зон. Но здесь кроется опасность! Где-то в середине танцпола находится место, в котором сходится звук из различных динамиков. Сердце человека, находящегося в этом месте, попадает как бы в "звуковую коробку", и начинает сокращаться в такт ударнику. В случае неожиданной остановки музыки, сердце может запросто остановиться. За рубежом такие случаи уже бывали…
Но на самом деле все не так страшно, как можно было бы подумать. Люди, которые приходят на хардкор-вечеринки, имеют реальную возможность выплеснуть свои отрицательные эмоции в танце. Конечно, многие усомнятся, что можно двигаться в ритме двести ударов в минуту, но это не так уж и сложно, учитывая особенности габбер-дэнса (так называется наиболее популярный среди любителей хардкора танец) - ритмичное, попеременное выкидывание вперед рук и ног в слегка согнутом положении. Человек просто сливается со звуком. С увеличением скорости музыки он незаметно для себя начинает двигаться быстрее…
Существует мнение, что родина хардкора - Голландия. Но это не совсем так. Просто в Голландии до последнего времени этот стиль был чуть ли не общенациональным. В голландских чартах музыкальные произведения хардкор-композиторов вполне могли соседствовать с песнями Майкла Джексона, к примеру. Но не только Нидерланды внесли свой вклад в развитие хардкор-культуры. Отличились также Германия, США, Англия и Франция. При кажущемся сходстве, хардкор, производимый в каждой из этих стран, совершенно различен.
Голландский хардкор:
Этот подстиль называется "габбер" (gabber). Происхождение данного слова достаточно туманно. Есть, по крайней мере, две версии. Согласно первой, это понятие родилось в те времена, когда клубные вечеринки, на которых игралась хардкор-музыка, еще были закрытыми и их посещала лишь небольшая часть "продвинутой" голландской молодежи. Это были друзья выступавших ди-джеев, друзья их друзей и т.д. На входе все они говорили охране: "Я - габбер" (то есть "друг" в переводе с голландского языка). Вторая же версия такова: еще в 1991 году один известный голландский продюсер взялся за организацию крупных вечеринок, на которых должен был играться хардкор. И "габбер" - часть его фамилии. Следует отметить, что данное понятие имеет двойное значение. Во-первых, это название музыкального стиля. И, во-вторых, именно так называют себя голландские поклонники хардкора - габберы.
Основные атрибуты габбер-музыки: скорость от ста семидесяти пяти до трехсот ударов в минуту, очень небогатый набор инструментов, обилие измененных при помощи компьютера вокальных партий, предельная жесткость.
Кроме того, в Нидерландах создают так называемый хэппи хардкор (happy hardcore). Это коммерческое направление хардкора - очень позитивная, "переполненная счастьем", музыка, положенная на достаточно большую скорость.
Центром голландской хардкор-сцены вполне справедливо считается Роттердам. Большая часть звукозаписывающих фирм, специализирующихся на выпуске хардкора, базируется именно в районе этого города. Самые первые габберы тоже из Роттердама.
Среди музыкантов, которых смело можно назвать классиками хардкор-музыки, особенно следует выделить ди-джея Пола Элстака (Dj Paul Elstak), ди-джея Роба (Dj Rob), группу "Неофайт" (Neophyte) и некоторых других. Все они (и Пол Элстак в первую очередь) - владельцы сети крупных звукозаписывающих компаний и музыкальных магазинов. Именно на их деньги и существует голландская хардкор-сцена.
Существует также небольшое ответвление хардкор-музыки, именуемое арт-кор (art-core). Его основатель - Патрик Ван Керкховен. Он же ди-джей Рафнек (Dj Ruffneck). Этот стиль более мелодичен, нежели габбер.
Немецкий хардкор:
Главные производители немецкого хардкора - музыканты, сотрудничающие с гигантской звукозаписывающей компанией PCP (Planet Core Production). Основатель этой фирмы - Марк Аркадипэйн (Mark Arcadipane) - один из тех людей, которые придумали сам хардкор, как музыкальный стиль.
Основные черты продукции компании PCP: негативная энергетика, исключающая любой позитив; относительно невысокая скорость (до двухсот ударов в минуту); более серьезные эксперименты со звуком, нежели в случае с голландским хардкором; претензия на интеллектуальность. После прослушивания композиций, записанных на данном лэйбле (имеется в виду звукозаписывающая фирма), остается стойкое желание поймать кого-нибудь на улице и беспричинно набить этому человеку морду…
Другая сторона немецкого хардкора - музыка, которую создает DHR (Digital Hardcore Records). Ее характерными чертами являются: крайняя агрессивность; исключительная политизированность; смешение различных танцевальных стилей; пристрастие к шумовым эффектам. Данная музыка рекомендуется только людям со стойкой психикой.
Французский хардкор:
Как сказал один известный музыкальный критик, "эта музыка приведет все нити вашей нервной системы в диссонанс". И этим все сказано. Тот хардкор, который производится во Франции, не всегда нормально воспринимается даже самыми рьяными любителями этого стиля.
Классики французской хардкор-сцены: Маню Ле Малин, Лайза Эн Элиаз и Лорен О.
Английский хардкор:
Поделен как бы на две половины. С одной стороны, коммерческий хэппи хардкор, с другой - экспериментальная музыка. Что касается первого направления, то можно сказать, что английский хэппи-хардкор мало чем отличается от голландского, за исключением обилия простейших мелодий, сыгранных на пианино; присутствия ломаных ритмов; всевозможных ди-джейских скрэтчей и тому подобных вещей. Экспериментальная же музыка очень интеллектуальна и футуристична.
Американский хардкор:
В Америке ситуация с хардкором проще. Здесь всем заправляют два человека - Ленни Ди (Lenny Dee), и Ральфи Ди (Ralphe Dee). Первый - создатель крупного лэйбла "Industrial Strength Records", второй руководит лэйблом "Ruff Beats". Другие известные музыкальные деятели: ди-джей Роб Джи (Dj Rob Gee), Омар Сантана (Omar Santana), ди-джей Делириум (Dj Delirium).
Американский хардкор быстр, тяжел, индустриален и негативен. Однако, пожалуй, это единственный вид экспериментального хардкора, который, несмотря на всю свою "экспериментальность", может быть нормально воспринят обычным слушателем.
Теперь перейдем к ситуации на хардкор-сцене в России… Свой подлинный расцвет хардкор-культура пережила в 1996-98 гг. На московской радиостанции "106.8 FM" были целых две программы, посвященные хардкору: программа "Триллер", которую вел ди-джей Диггер (Dj Digger) и "Орбитальная Станция" ди-джея Орбита (Dj Or-Beat). Эти два человека - патриархи русского хардкора. Они познакомили российских слушателей с данным направлением танцевальной музыки, организовывали вечеринки с соответствующей тематикой, всячески держали хардкор-культуру на плаву. В настоящее же время радиопрограммы закрыты, вечеринки почти не проводятся. Однако это вовсе не означает, что хардкор в России перестал быть интересен молодежи. Просто с большой сцены ушли и Орбит, и Диггер. И никто не взял на себя риск начать все заново.
© Олег Малахов и Андрей Василенко' 2000.
(специально для "Российского Избирателя")