Главная | Новости | Авторы | Тексты | Ссылки | Контакты | Гостевая |
Фэнтези и Научная Фантастика:
Сравнительная характеристика.
Прежде чем начать разговор о научной фантастике и фэнтези, хотелось бы сразу отметить, что до сих пор ведутся споры относительно того, какое определение дать этим двум жанрам фантастической литературы. Критики высказывают свои суждения, а писатели, соответственно, свои. И единого мнения нет и быть не может, поскольку, как известно, все в литературе относительно. Ведь когда мы говорим о литературе, речь идет не о каких-либо научно доказанных фактах, не о том, что можно пощупать, понюхать или попробовать на вкус, а о продукте человеческой фантазии. Так что здесь уж ничего не поделаешь…
Термин "научная фантастика" (калька с английского "science fiction") был введен Хьюго Гернсбеком (в его честь названа международная премия "Хьюго"). Гернсбек разделял фантастику на информативную и сказочную. Соответственно, это очень близко современным понятиям "научная фантастика" и "фэнтези". Однако Гернсбек считал по-настоящему нужной только информативную фантастику, так как, по его мнению, сказочная представляет собой лишь "пустую фантазию". Но одно ясно - фактически именно с Хьюго Гернсбека началось разделение фантастики на "научную" и "фэнтези".
Научная фантастика:
По мнению некоторых фантастов (например, братьев Стругацких), термин "научная" вносит в определение жанра путаницу. Ведь о научности произведений, созданных в жанре НФ, можно поспорить. Новосибирский же писатель-фантаст Константин Бояндин так пишет на эту тему: "На мой взгляд, границы между жанрами настолько размыты, что дать четкий ответ, определить, к какому жанру отнести то или иное произведение, можно только в небольшом числе случаев… НФ - это литература о достижениях разума, о мире рационального". Налицо два противоположных мнения. А другой фантаст - Павел Шумилов - считает, что НФ - "это, прежде всего, мысленный эксперимент".
В принципе, очень многое зависит от того, кто именно берется исследовать "научную фантастику". На самом же деле особенная тонкость не нужна для того, чтобы почувствовать разницу между фантастической и реалистической литературой. Один из критиков сказал замечательную фразу, которая, пожалуй, наиболее полно отражает суть жанра: "В ней (фантастике - О.М. и А.В.) сливаются чудесное и ужасающее. Фантастика живет на чуде, но питающий ее потайной источник это страх". Ведь так оно и есть. Писатели-фантасты почти всегда пугают нас. Авторы, которые занимаются "киберпанком" (это стиль фантастической литературы), описывают высокотехнологизированное будущее, но чрезвычайно пессимистично, и особое внимание уделяют виртуальной реальности, в которой, тоже, надо сказать, ничего хорошего для человека не видят (в киноискусстве ярчайшими примерами этого являются фильмы "Матрица" братьев Вячовски и "Терминатор" Джеймса Кэмерона). Критики относят к "киберпанку" творчество Александра Тюрина, а также некоторые произведения Лукьяненко и Васильева. Писатели школы братьев Стругацких (Андрей Столяров, Вячеслав Рыбаков, Эдуард Геворкян и другие) придерживаются мнения, что "мир жесток, бессмысленен и иррационален, всем заправляют неясные могущественные сверхъестественные силы". Для них характерна идея, что человечество зашло в тупик, в их произведениях постоянно ощущается присутствие некоей тайны.
Известный английский фантаст и критик Брайан Алдисс считает, что "что HФ определяется не столько набором тем и сюжетов, сколько определенным подходом к проблеме человека во Вселенной". На этом определении и остановимся.
Фэнтези:
Для известного писателя Ника Перумова "фэнтези" - это "любое произведение, в котором присутствует элемент необъяснимого, мистического, не поддающегося рациональному истолкованию в рамках как нынешних научных представлений, так и в рамках прогнозируемого развития научного познания". Вышеупомянутый Э. Геворкян дал более узкое определение этому жанру: "Сказочная фантасмагория вымышленных миров с мистико-средневековой атрибутикой". Авторы "фэнтези" не ограничены ничем. Сюжет, тема, бытовые реалии - все это остается исключительно на их совести и зависит только от них. В "фэнтези" перед читателем предстает мир, чуждый человеческой реальности. Он реален лишь для героев произведения. Здесь идет опора на психологическую обрисовку персонажей, которая как раз подчеркнуто натуральна (особенно это видно, как ни странно, по роману "Глаза Дракона" Стивена Кинга - писателя, который, в общем-то, чужд "фэнтези"). Тот же Бояндин пишет, что "Фэнтези" можно рассматривать как жанр, когда следование научным канонам, научному способу познания мира - с точки зрения современной науки - необязательно; почти всегда одним из непременных атрибутов "фэнтези" является нечто магическое, с точки зрения земной науки - иррациональное; где магическое является неотъемлемой частью описываемого мира".
Получается, что данный жанр можно рассматривать, как своеобразное сращение фантастической сказки с приключенческим романом. При этом автор "фэнтези" всегда делает попытку сформировать свой собственный миф. К примеру, великий английский писатель Дж. Р. Р. Толкиен создал потрясающий мир, попытавшись учесть все, что только можно учесть (вплоть до тщательной разработки истории народов, населяющих текстовое пространство его произведений), доведя свою фантазию до совершенства. Отечественный исследователь Евгений Жаринов подтверждает эту мысль: "Именно миф как наиболее яркое проявление метафорического и утопического мышления и лежит в основе жанра "фэнтези". Строгое следование канонам той или иной древней мифологической системы или создание автором своего собственного мифа определяет саму структуру этого жанра… В своей знаменитой лекции "О волшебных сказках" Толкиен определил три основных функции данного жанра: восстановление душевного равновесия; бегство от действительности; счастливый конец, который должен плодотворно воздействовать на человеческую душу и через ощущение чуда и красоты создавать в этой душе подлинное просветление".
Если обобщить все то, что уже было сказано, то становится очевидно, что процесс написания вещи в жанре "фэнтези" равен процессу формирования мифа, равен мифотворчеству. Справедливости ради стоит отметить, что не всем авторам такое под силу.
Теперь мы подходим к очень важному вопросу: чем же различаются и чем схожи "научная фантастика" и "фэнтези"? В качестве примера приведем мнение грузинского фантаста Георгия Эгриселашвили, который издается под псевдонимом Джордж Локхард: "НФ от "фэнтези" отличается, прежде всего, подходом автора к героям и их поступкам. Кроме того, "фэнтези" намного свободнее, чем НФ, в выборах образов и действий. Однако с другой стороны, "фэнтези" часто применяет более примитивный, наглядный подход, когда душевные качества героя, выражаются через внешний облик… У авторов НФ подход, как правило, намного реалистичней, поскольку для них "раса" не означает однородную массу. Границы НФ, в принципе, не существуют, поскольку нет границ у познания. Но принято, что в НФ авторы ограничиваются теориями, которые способны вообразить современная наука. Т.е. если в книге есть Бог или боги, то это уже точно не НФ, а вот если там есть диктаторы…"
Известно, что некоторые авторы (например, Юрий Нестеренко) существенно принижают значение жанра "фэнтези" в мировой литературе и утверждают, что все без исключения авторы "сказочной фантастики" - люди, обремененные множеством комплексов (доставшихся им еще с подросткового возраста), которые пытаются как-то компенсировать свою неполноценность выдумыванием глупых сказочек для глупых читателей. Все подобные суждения в корне неверны, так как нельзя превозносить НФ и принижать "фэнтези" или, соответственно, наоборот. Оба этих жанра и близки, и далеки друг от друга одновременно. Если основой НФ являются научные теории, то основа "фэнтези" - миф. Однако не следует забывать, что речь в любом случае идет о направлениях фантастической литературы. Разве что только корни у этих направлений разные, но суть-то одна и та же - вымысел!
© Олег Малахов и Андрей Василенко' 2000.