Главная | Новости | Авторы | Тексты | Ссылки | Контакты | Гостевая |
Интервью для фэнзина "Паттерн".
ПАТТЕРН: Как обстоят в России дела с литературой ужасов?
ОЛЕГ: К сожалению, почти никак. Достойных авторов практически нет. Ну, максимум,
три-четыре человека, да и те, в общем-то, до уровня зарубежных классиков жанра
не доросли. К тому же, издательства не очень-то рвутся печатать "ужасы".
Есть проверенные имена, вроде Стивена Кинга и Дина Кунца. Вот их издают! А того
же Клайва Баркера (писателя куда более хорошего, чем Кунц) отказываются. Где
уж тут говорить о наших отечественных "хоррорщиках"… "Литература
ужасов" в России - жанр забитый.
АНДРЕЙ: А в России есть "литература ужасов"?! ;-)
ПАТТЕРН: По крайней мере, лет пять-шесть-семь-восемь
назад она была... Сейчас же хоррормейкеров на российских просторах расплодилось
довольно много, но все это как-то слишком второсортно... Кстати, я слышал, у
вас скоро должна выйти книга... В каком издательстве, серии?
ОЛЕГ и АНДРЕЙ: Да, скоро выйдет наш сборник рассказов "Океан Противоположности".
Издательство - "Рипол-Классик". Серия "Дом Ужасов".
ПАТТЕРН: Вообще, какие перспективы у российского хоррора?
Есть ли они вообще?
ОЛЕГ: Перспективы, безусловно, есть. Достаточно почитать, например, Свенельда
Железнова, и все в этом плане станет кристально ясно. Однако хоррор в России
обречен отличаться от своего западного собрата, ибо русского человека так просто
не испугаешь. Мы - люди с совершенно иным менталитетом. Это как с юмором. На
западе не воспринимают наш юмор, мы не всегда воспринимаем юмор западный. Поэтому
единственный вариант - это адаптация хоррора к российским условиям… Что опять-таки
не поддерживается издателями, для которых единственным и непререкаемым авторитетом
является Стивен Кинг!
АНДРЕЙ: Пока что ниша не занята, следовательно, перспектива имеется, поскольку
не бывает невостребованных жанров. То, что в России отсутствует литература ужасов,
говорит только о том, что жизнь пока страшнее, чем самые ужасные книги.
ПАТТЕРН: А каковы, на ваш взгляд, основные черты жанра
"хоррор"?
ОЛЕГ и АНДРЕЙ: В хорроре, как ни в каком другом жанре, актуально выражение:
"Краткость - сестра таланта".
Наиболее удачная форма для "литературы ужасов" - это короткий рассказ,
который призван шокировать читателя, испугать его. Дело в том, что при чтении
романа человек не один раз отвлекается, внимание его удержать в этом случае
практически невозможно. А, следовательно, должного эффекта не будет.
Хоррор - это литература очищения. Писатель, пытающийся создавать "ужастики",
обязан знать, что именно может испугать читателя в той или иной ситуации; он
должен играть на человеческих страхах. Причём, чем более примитивны эти страхи,
тем большего достигнет автор. Но делается всё это лишь для того, чтобы человек
мог хоть немного расслабиться, читая очередной "ужастик"; отвлечься
от серости будней; забыть о том, как сегодня на него наорал "скотина-начальник"
и т. д. в том же духе.
Знаете, у Роберта Блоха есть замечательная фраза: "Этот ужас был у него
в голове". Вот так и у нас: любой страх становится страхом, когда мы его
осознаём, как страх - уж извините за тавтологию.
ПАТТЕРН: Хм, не совсем согласен насчёт того, что короткий
рассказ - это наибоее удачная форма для хоррора. На мой взгляд, почти все (но
не все абсолютно) рассказы в литературе ужасов являются очень слабыми и неудачными
по сравнению с романами тех же авторов. Роман затягивает, погружает в себя,
растворяет в себе и пожирает, а рассказ - он даже и не успевает как следует
испугать, потому что чтобы ты испугался, по-настоящему испугался, тебе необходимо
вжиться в образ главного героя, впитать в себя окружающую атмосферу, а это должно
делаться постепенно, по нарастающей... А за один рассказ практически невозможно
испугаться, разве что если это рассказ Лавкрафта, который действительно был
талантлив в вопросах нагнетения страха... Ладно, а что вам нравится из видео?
ОЛЕГ: Я очень люблю "фильмы ужасов". Однако далеко не все. Клайв Баркер,
Дарио Ардженто, Ламберто Бава, Уэс Крейвен - мои любимые режиссёры.
ПАТТЕРН: На мой субъектинвй взгляд Ардженто и Крейвен
сейчас так же сдали, как и Кинг с Кунцем. Коммерческие страшилки для домохозяек.
А Люцио Фулчи тебе как? У него было много неплохих фильмов, типа "По ту
сторону", "Зомби", "Голоса"... Вообще, итальянский
хоррор почему-то выглядит куда более мрачно, чем американский. Вспомнить хотя
бы такие фильмы как "Зедер" (забыл, кто режиссер)...
ОЛЕГ: К Фулчи у меня отношение такое же, как и к Ламберто Бава - хороший режиссёр,
талантливый… Но Ардженто всё равно лучше! Безусловно, ты прав: итальянский хоррор
гораздо более качественный, гораздо более мрачный и страшный. Всем этим режиссёрам
каким-то образом удаётся облечь свои даже самые дикие фантазии в приемлемую
форму. Хотя, если честно, когда я смотрю итальянский хоррор, а также фильмы
Клайва Баркера (не поставленные по нему другими людьми, а им самим созданные!),
меня не покидает одна мысль: "Как вообще можно додуматься до такого?!"
Кревейн, конечно же, подобных эмоций не вызывает. Вообще режиссёры, типа Джорджа
Ромеро, Тома Савини, того же Кревейна, делают не "ужасы" в полном
смысле слова. У них, скорее, некие триллеры с мистической подоплёкой, порою
совсем даже и не страшные. Я, например, воспринимаю всю серию про Фредди Крюгера,
как чудесную детскую сказку. Немного страшноватую, но всё-таки детскую.
ПАТТЕРН: А из литературы вам что нравится?
ОЛЕГ: Что же касается литературы, то и здесь мои вкусы довольно-таки стандартны
для человека, увлекающегося "ужастиками". На первом месте, конечно
же, Стивен Кинг. Ну а далее идут Баркер, Роберт Блох, Говард Лавкрафт. Из фантастов
- только Клиффорд Саймак и Джордж Локхард. К классике (особенно к русской) отношусь
предельно агрессивно, что не мешает мне, однако, быть учителем литературы и
изучать её с научной точки зрения. Так что своего врага я знаю в лицо! ;-)
АНДРЕЙ: Я неровно дышу к фэнтези. И в первую очередь - к Дж. Р.Р. Толкиену.
Из недавно замеченных мною авторов достаточно сильно понравился "обласканный"
многими Джон Норман. Из "хоррорщиков" люблю только Дина Кунца. А относительно
моих предпочтений в кино: исторические фильмы, поставленные с размахом.
ПАТТЕРН: Ох. Интересно было все это узнать - насчет
литературы. А я из хоррора люблю только Блэтти, Рида и Сэлли. Ну и Лавкрафта,
конечно. Кинг мне нравится только ранний, точно так же как и Кунц. Ещё француз
Роланд Топор очень хорош в этом плане. У Питера Страуба есть парочка более-менее
неплохих вещей...
Ну ладно, давайте закругляться. Может, дадите на прощание какие-нибудь напутствия
тем авторам, которые хотят писать хоррор?
ОЛЕГ и АНДРЕЙ:
Главное для автора "ужасов" - это ничем не ограничивать свою фантазию.
Какими бы дикими ни казались идеи, которые периодически посещают голову любого
"хоррорщика", они имеют право на существование. И здесь уже не нужно
думать о морали, этике и тому подобных вещах. Ваша задача - провоцировать читателя.
Не сможете испугать, так хотя бы внесите в его душу ощущение дискомфорта. Ведь,
как известно, писатель, работающий в жанре "литературы ужасов", не
должен приносить хороших известий.
И ещё несколько тезисов: никогда не останавливайтесь на достигнутом, никогда
не пасуйте перед деланным безразличием и хамством издателей, не цепляйтесь за
литературных кумиров - ищите свои пути!